Контакты
Доставка
Оплата
Обратный звонок
Возможна доставка в любую точку России.
 

Свернуть контакты

Штриховое кодирование

Главная » Статьи » Штриховое кодирование

Штриховое кодирование (базовая информация)

Изначально штриховой код (ШК) задумывался как средство для автоматической идентификации товаров, облегчающее их учет производителям, Штриховое кодирование поставщикам и торговым предприятиям. И если правильно пользоваться этим средством, то оно действительно выполняет свои функции. Однако учитывая, что технологии штрихового кодирования для нашей страны - дело сравнительно новое, неудивительно, что их использование частенько приводит к проблемам, которых вполне можно избежать, если знать о них заранее.

Зачастую на изделии или товаре можно обнаружить два разных штриховых кода, в одном из которых легко узнать стандартный EAN-13, относящийся к данному конкретному товару; другой же, как правило, отличается большей длиной и другим набором цифр. Это либо упаковочный, либо технологический штрих-код, в качестве которых используются ШК других типов. Приведем два примера. Например: на этикетке, прикрепленной к коробке с бельем, произведенным на фабрике “Милавица”, вверху - стандартный код EAN-13, а внизу - упаковочный ШК, который несет в себе информацию как о товаре, так и о его количестве в упаковке, номере партии, номере цеха или бригады, которая сшила изделия, параметрах сырья, использованного для этого, упаковщике и пр.

Для этих целей обычно используют ШК типа ITF-14, 39. В данном случае на этикетке - код 39. Он уникальный и связан с логистикой самого предприятия: так, по нему можно проследить путь всей коробки - когда произведена продукция, когда и куда поступила на реализацию, где задержалась и пр. Перед тем, как отпустить партию товара со склада предприятия, читается сканером код 39, и на основании этого получается соответствующая накладная. В ней должны присутствовать оба кода - и код 39 и ЕАN-13 (по нему работают оптовое звено и розница). Если у фабрики есть свое розничное звено, то оно также может работать по коду 39, посредством чего реализуется сквозной учет, помогающий выявить спрос, возможные претензии по отдельным партиям и пр.

Другой пример: на этикетке, прикрепленной к швейцарским часам, помимо ЕАN-13, имеется еще и ШК производителя ЕАN-128, в котором также содержится информация о параметрах данного изделия, его комплектующих, номере партии, дате производства, контроле качества и пр. Аналогичные высокоинформативные коды (коды высокой плотности) используются также в электронной, ювелирной и фармацевтической промышленности. Есть и другие виды технологических ШК, на которых мы в данном случае останавливаться не будем. Ведь для торговли важно наличие на товаре именно стандартного ШК ЕАN-13.

Зачем же нужны штриховые коды?

Именно с помощью технологий штрихового кодирования возможно реализовать комплексную автоматизацию торгового процесса, которая не только облегчает и ускоряет рутинные бухгалтерские расчеты, но и переводит учет на качественно новый уровень. Однако необходимым условием этого является тесная интеграция оборудования и программного обеспечения для штрихового кодирования с компьютерной сетью и программами для учета и управления торговым предприятием. Таким образом, имея комплексную систему автоматизации торговли владелец торгового предприятия сможет воспользоваться всеми преимуществами применения технологий штрихового кодирования. Однако вернемся к тем проблемам, о которых полезно знать приступая к работе со ШК.

Итак, на товаре имеется штриховой код. Но это далеко не всегда означает, что хлопот с ним у вас не будет. Технологии штрихового кодирования еще новы и непривычны и для торговли, и для производителей, поэтому не все предприятия научились правильно их использовать. Идея кодирования товаров состоит в том, что каждый продукт и его тип (сорт, разновидность) имеет свой уникальный ШК. И эта идея иногда сводится на нет халатным отношением производителя, которому не хочется (или нет времени, знаний и пр.) хлопотать о регистрации ШК для всей номенклатуры производимой продукции. Поэтому иногда и случается, что вся водка завода N имеет один и тот же ШК - ведь продукт вроде бы один (водка), а то, что он выпускается пятнадцати разных наименований (и соответственно, разной цены), уже и не важно.

А как быть магазину, получая такой товар? Если предприятие производит продукцию в разной расфасовке (например, печенье в пачках разного веса или напитки в емкостях разного объема), то иногда бывает, что при маркировке одного изделия разной массы или переменной массы производитель использует один и тот же ШК. Это неправильно - если используется разная фасовка, то должны быть и различные ШК (одинаковые допускается лишь при вариантах оформления упаковки, например, в случае использования разных рекламных приемов). Ведь в результате получаются не просто товары различного веса или объема, но и разной себестоимости, что в итоге отражается на цене (например, у “Фанты” в больших и малых бутылках цена не пропорциональна объему, да и же упаковочные материалы могут использоваться различные - та же “Фанта” бывает в банке и в пластике, а это - разные сроки хранения, разные консерванты, иными словами, это разные товары. Товар переменной массы - например, продукты деликатесной группы - многие предприятия предпочитают фасовать и маркировать этикеткой со ШК.

Тогда в коде ЕАN-13 первая часть цифр отвечает за артикул изделия, а вторая - за вес. Это удобно использовать магазинам розничного звена. Как правило, на крупных предприятиях используются автоматы для маркировки, которые взвешивают и тут же печатают и наклеивают этикетки (это делается перед отправкой продукции, т.к. в этот момент ставится и дата изготовления), и ошибки при такой технологии исключены. Иными словами, знакомясь с новым поставщиком и его продукцией, следует обратить внимание на правильность формирования ШК на его товарах, соответствие этих ШК ГОСТу - если, конечно, вы не собираетесь перемаркировывать все товары этикетками магазина.

Сканеры штрих-кодов

Уже нередки случаи, когда и на отечественных продуктах ШК не наклеиваются отдельной этикеткой, а напечатаны прямо на упаковке и являются элементом ее внешнего оформления. Однако работая над дизайном обертки или коробки, художник не всегда помнит (а иногда и не знает) о том, что сканирующие устройства воспринимают (“читают”) не все цветовые сочетания (имеются в виду сочетания цветов фона и штрихов в ШК). Так, не считываются красные штрихи на зеленом и синим фонах, черные, оранжевые и красные на золотом, желтые, красные, оранжевые, светло-коричневые и золотые штрихи на белом фоне.

Ограниченной “читаемостью” обладают черные штрихи на зеленом, синем и красном, а также зеленые и синие штрихи на красном фоне и штрихи любого цвета на прозрачной основе (упаковки из прозрачной пленки для чипсов и пр.). Конечно, такие сведения нужны в первую очередь фирмам-производителям на этапе создания упаковки для товара. Однако и торгующим организациям полезно это знать, когда решается вопрос о заключении договоров на поставку расфасованных (штучных) товаров в красочных обертках - ведь иногда за яркую раскраску приходится расплачиваться нетехнологичностью (а проще говоря - непригодностью) ШК. И тогда на разноцветной упаковке появляется дополнительная черно-белая наклейка - штриховой код.

Сочетание черного и белого - наиболее надежно для считывания даже самым простым, дешевым сканером. И черно-белую этикетку можно заказать в типографии. Однако даже полиграфия не всегда гарантирует нужное качество исполнения. На что необходимо обратить внимание в этом случае? В первую очередь, на четкость штрихов. Недопустимо, чтобы они были расплывчатыми, неровными или, хуже того, волнистыми - а такие дефекты не редкость. Далее, в соотношении ширины толстых и тонких черных штрихов и толстых и тонких белых промежутков должна соблюдаться необходимая кратность - ведь именно с помощью этих величин и закодирована информация.

При печати изображения встречается и такой дефект: если черный (или темно-коричневый, темно-синий) цвет получают смешением разных красок, то при нечетком наложении цветов середина штриха получается черной (или соответствующего цвета), а края имеют ореол других цветов. Такой ШК также будет вызывать затруднения при считывании даже сканерами продвинутых моделей, а для простых контактных сканеров будет просто нечитаем. Кроме того, как при печати, так и при дальнейшей нарезке этикеток со ШК могут образоваться отклонения, связанные с отсутствием зоны стабилизации перед кодом (те 5 мм, которые должны присутствовать перед кодом ЕАN-13 для того, чтобы код идентифицировался как код). Для ряда сканеров это важно.

Технологии штрихового кодирования

Каков же выход из этих ситуаций? В таких случаях выходов может быть два - либо печатать этикетки со ШК самим, не доверяясь полиграфистам, либо жестко контролировать качество полиграфической продукции. Первый вариант обеспечивается соответствующей техникой - существует большой выбор моделей бар-принтеров (специальные принтеры для печати этикеток со ШК – TLP2742, ORION), предназначенных как для небольших объемов работ (с низкой скоростью печати, более дешевые), так и для печати большого количества этикеток (высокоскоростные принтеры – Z4M, S600). Супермаркету с большой номенклатурой товаров просто необходимо иметь в арсенале техники такие устройства.

Бар-принтеры фирмы “Zebra” обеспечивают необходимое качество и оперативность печати - а это немаловажно для магазина, который часть товара фасует перед подачей в торговый зал, а часть - взвешивает за прилавком в зале. Да и уже расфасованный товар частенько приходится перемаркировывать - либо из-за уже упоминавшихся отклонений в ШК, либо просто ввиду отсутствия его как такового. Второй вариант, когда печатать этикетки со ШК все же приходится в типографии, предполагает жесткий контроль за их качеством. И для этого также существуют специальные устройства - верификаторы. Это приборы, с помощью которых можно проверить качество изображения ШК. Они напоминают сканер-“карандаш”, которым проводят по ШК.

Такой верификатор дает много информации: какой код вы считали, какие в нем есть отклонения (зоны стабилизации, соотношения штрихов, контрастность), в итоге - насколько велика вероятность неправильного считывания данного ШК: есть некоторые предельные границы, после которых его вообще нельзя называть ШК. Верификаторы также рассчитаны на различные плотности кодов (как и сканеры, они должны быть соответствующего класса). Впрочем, есть и третий вариант, который, правда, не поможет в случае отсутствия ШК или значительных их повреждений, но сильно облегчит жизнь при наличии легких дефектов ШК.

Речь идет об использовании сканеров высокого уровня и подходящей модификации. Безусловно, выбор техники - дело сложное, поэтому подбирая оборудование для автоматизации торгового предприятия следует обязательно проконсультироваться у специалистов. Наиболее распространены в торговле штриховые коды EAN-13, имеющие, помимо системы штрихов, еще и 13-значные цифровые обозначения. Они разработаны в 1977 г. специалистами Европейской ассоциации товарной нумерации. Напомним, что аббревиатура EAN расшифровывается как “European Article Number”, т.е. “европейский товарный номер”. Структура цифровой части кода EAN-13 следующая: первые три цифры (слева направо) - код страны-изготовителя данного товара, следующие пять цифр - код предприятия изготовителя, еще четыре цифры - код данного товара, последняя цифра - контрольное число.


Осуществляем доставку в города России: Анадырь, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Владимир, Волгоград, Ижевск, Иркутск, Йошкар-Ола, Казань, Калуга, Киров, Кисловодск, Кострома, Красногорск, Красноярск, Курск, Липецк, Магадан, Магнитогорск, Махачкала, Минеральные Воды, Мурманск, Набережные Челны, Нижний Тагил, Новороссийск, Новочеркасск, Новый Уренгой, Норильск, Омск, Орел, Оренбург, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Псков, Ростов-на-Дону, Рыбинск, Рязань, Самара, Саратов, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Таганрог, Тамбов, Тверь, Тольятти, Томск, Тюмень, Уфа, Хабаровск, Челябинск, Черкасск, Чита, Якутск, и многие другие.

Уважаемый посетитель Интернет магазина!

Вы не можете до нас дозвониться? Вы ВСЕГДА можете отправить нам свой вопрос, заказ или просто контакты для связи с Вами по электронной почте или написать сообщение прямо с сайта с помощью формы отправки сообщения.

Мы обязательно свяжемся с Вами и решим все возникшие вопросы!